- Ликвидность
- — способность ценностей превращаться в деньги. Деньги являются абсолютно ликвидным средством. Л. можно рассматривать с двух сторон: как время, необходимое для обращения ценностей в денежную форму; или как вероятность продать некие ресурсы по определенной цене. Для оценки Л. фирмы используются различные показатели: коэффициент Л. (отношение оборотных средств к текущим обязательствам, которое показывает возможность фирмы в любой момент погасить свою краткосрочную задолженность), коэффициент быстрой (текущей) Л. (отношение оборотных средств за минусом наименее ликвидной их части — товарно-материальных запасов — к текущим обязательствам). Эти два показателя получили наибольшее применение в мировой практике. В России используются также показатели абсолютной Л., где в числителе используются только денежные средства, и чистого оборотного капитала как разницы между оборотными активами и краткосрочными обязательствами. Отрицательная величина чистого оборотного капитала (в отечественной терминологии, «собственные оборотные средства»), которая часто встречается на российских предприятиях, говорило том, что часть внеоборотных активов финансируется за счет краткосрочных кредитов банков и свидетельствует о неэффективном управлении предприятием. Коэффициенты Л. применяются для оценки способности фирмы выполнять свои краткосрочные обязательства. Они дают представление не только о платежеспособности фирмы в данный момент, но и в случае чрезвычайных происшествий. Обычно эти показатели сравниваются с средними по отрасли. Анализ коэффициентов Л. не всегда вскрывает финансовую слабость или мощь компании, но он может выявить «из ряда вон выходящие» фирмы. Когда такое отклонение налицо, аналитик должен выяснить его причину. Возможно, отрасль оказалась чрезмерно ликвидной и фирма является вполне платежеспособной, но имеет относительно низкие показатели Л. Считается, что фирма, оборотный капитал которой состоит преимущественно из денежных средств и краткосрочной дебиторской задолженности, более ликвидна, чем фирма, оборотный капитал которой состоит преимущественно из товарно-материальных запасов, поскольку для их реализации необходимы некоторое время и наличие потенциальных покупателей.
Экономика. Словарь по обществознанию. — М.: КДУ. Ю. Ю. Петрунин, М. И. Панов, Л. Б. Логунова . 1995.